Общая информация
В 2017 года на базе Регионального центра высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ (РУМЦ).
Общей целью деятельности РУМЦ является разработка и внедрение модели высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является важной составляющей процесса их социализации, реабилитации и интеграции в современное общество. Деятельность РУМЦ направлена на создание системы сопровождения деятельности вузов Республики Адыгея, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Крым и г. Севастополь по развитию инклюзивного образования, что позволит повысить информированность лиц с инвалидностью о возможностях получения высшего образования и последующего трудоустройства.
Задачами деятельности РУМЦ являются:
- Проведение профориентационной работы среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на подведомственной территории; участие в подготовке лиц с инвалидностью к обучению в условиях образовательной организации высшего образования.
- Предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам-инвалидам, и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности.
- Оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования подведомственной территории и других организаций регионов по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по выбранным ими специальностям и их реабилитации; организации интегрированного обучения лиц с инвалидностью, планирования учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения учебно-реабилитационного процесса.
- Оказание консультативной и методической помощи образовательным организациям высшего образования подведомственной территории в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с лицами с инвалидностью различных нозологий путем повышения их квалификации, проведения семинаров и ознакомительных лекций; консультирование кафедр по подготовке учебной информации с учетом потребностей лиц с инвалидностью определенных нозологий.
- Создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования подведомственной территории, студентов-инвалидов разных нозологических групп и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети.
Нормативная база
Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
- Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 (с изменениями).
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 8.04.2014 № АК-44/05вн.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.
- Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания от 26.12.2013 № 06-2412вн.
- Локальные акты, приказы ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в Университете создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие лифта, пандусов, мобильного подъемника-ступенькохода, поручней, расширенных дверных проемов).
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при необходимости обеспечивается: наличие альтернативной версии официального сайта Университета и сайтов структурных подразделений и филиалов в сети Интернет для слабовидящих; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, шрифт Брайля, аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху при необходимости обеспечивается: дублирование звуковой справочной информации визуальной (в двух корпусах ГПА установлены информационные терминалы); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, сопровождение сурдопереводчика.
Все структурные подразделения и филиалы имеют выделенные стояночные места для автотранспортных средств инвалидов.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает в себя 28 учебных кабинетов Гуманитарно-педагогической академии оснащенных инфракрасным динамиком-усилителем, позволяющим улучшить слуховое восприятие обучающихся с нарушениями слуха, увеличить чистоту речи и устное распознавание для всех присутствующих в аудитории, включая обучающихся с полной и частичной потерей слуха. При необходимости, в учебно-воспитательном процессе используется портативное и переносное оборудование для лиц разных нозологических групп.
Библиотека Гуманитарно-педагогической академии оснащена читающей машиной для обучающихся с нарушением зрения, которая озвучивает плоскопечатный текст, содержащийся в учебниках, газетах, журналах, воспроизводит аудиокниги с компакт-дисков и DVD-дисков, позволяет сохранить отсканированные документы на дисковых устройствах.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В структуре РУМЦ КФУ имеется специализированный кабинет-студия для записи видеолекций, онлайнкурсов и подготовки учебных материалов для осуществления дистанционной формы образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Научно-педагогическими работниками разрабатываются электронные образовательные ресурсы по учебным дисциплинам для обучающихся разных нозологических групп, которые размещаются в системе дистанционного обучения MOODLE3+.
Обучающимся с инвалидностью и ОВЗ обеспечивается доступ к информационным сетям и электронно-библиотечным системам, имеющим версию сайта для слабовидящих (IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/), znanium.com (http://znanium.com/), университетская библиотека онлайн (https://biblioclub.ru/), ЭБС Юрайт (https://biblio-online.ru/), технологии и программы для невизуального доступа к информации (IPRbooks).
Наличие специальных технических средств обучения и коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
В РУМЦ создан и функционирует Центр коллективного пользования специальными техническими средствами, оснащенный специализированным оборудованием для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Созданы рабочие места для студентов разных нозологических групп.
Трудоустройство обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
- Распределение выпускников, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
- Государственное казенное учреждение Республики Крым “Центр занятости населения”
- Город работ
Нормативные документы
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «О б образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
- Приказ от 14 октября 2015 г. №1147(с изменениями) «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.»
- Приказ от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.»
- Государственная программа Республики Крым “Доступная среда” на 2016-2018 годы
- Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08 апреля 2014 г. № АК-44/05ВН
- Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утверждёнными Минобрнауки России 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн
Локальные нормативные акты
- Приказ № 262 от 31.03.2016 года «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») ФГАОУ ВО «КФУ им.В.И. Вернадского» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»
- Приказ № 102 от 31.12.2014 г. «Об утверждении Порядка освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Полезные ссылки
- Региональный центр высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии
- Инклюзивное образование в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования
Более подробную информацию можно получить перейдя по ссылке