Доступная среда

Общая информация

В 2017 года на базе Регионального центра высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ (РУМЦ).

Общей целью деятельности РУМЦ является разработка и внедрение модели высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является важной составляющей процесса их социализации, реабилитации и интеграции в современное общество. Деятельность РУМЦ направлена на создание системы сопровождения деятельности вузов Республики Адыгея, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Крым и г. Севастополь по развитию инклюзивного образования, что позволит повысить информированность лиц с инвалидностью о возможностях получения высшего образования и последующего трудоустройства.

Задачами деятельности РУМЦ являются:

  1. Проведение профориентационной работы среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на подведомственной территории; участие в подготовке лиц с инвалидностью к обучению в условиях образовательной организации высшего образования.
  2. Предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам-инвалидам, и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности.
  3. Оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования подведомственной территории и других организаций регионов по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по выбранным ими специальностям и их реабилитации; организации интегрированного обучения лиц с инвалидностью, планирования учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения учебно-реабилитационного процесса.
  4. Оказание консультативной и методической помощи образовательным организациям высшего образования подведомственной территории в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с лицами с инвалидностью различных нозологий путем повышения их квалификации, проведения семинаров и ознакомительных лекций; консультирование кафедр по подготовке учебной информации с учетом потребностей лиц с инвалидностью определенных нозологий.
  5. Создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования подведомственной территории, студентов-инвалидов разных нозологических групп и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети.

Нормативная база

Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» регламентируется следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
  2. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 (с изменениями).
  3. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 8.04.2014 № АК-44/05вн.
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.
  5. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания от 26.12.2013 № 06-2412вн.
  6. Локальные акты, приказы ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в Университете создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие лифта, пандусов, мобильного подъемника-ступенькохода, поручней, расширенных дверных проемов).

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при необходимости обеспечивается: наличие альтернативной версии официального сайта Университета и сайтов структурных подразделений и филиалов в сети Интернет для слабовидящих; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, шрифт Брайля, аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху при необходимости обеспечивается: дублирование звуковой справочной информации визуальной (в двух корпусах ГПА установлены информационные терминалы); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, сопровождение сурдопереводчика.

Все структурные подразделения и филиалы имеют выделенные стояночные места для автотранспортных средств инвалидов.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ

Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает в себя 28 учебных кабинетов Гуманитарно-педагогической академии оснащенных инфракрасным динамиком-усилителем, позволяющим улучшить слуховое восприятие обучающихся с нарушениями слуха, увеличить чистоту речи и устное распознавание для всех присутствующих в аудитории, включая обучающихся с полной и частичной потерей слуха. При необходимости, в учебно-воспитательном процессе используется портативное и переносное оборудование для лиц разных нозологических групп.

Библиотека Гуманитарно-педагогической академии оснащена читающей машиной для обучающихся с нарушением зрения, которая озвучивает плоскопечатный текст, содержащийся в учебниках, газетах, журналах, воспроизводит аудиокниги с компакт-дисков и DVD-дисков, позволяет сохранить отсканированные документы на дисковых устройствах.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В структуре РУМЦ КФУ имеется специализированный кабинет-студия для записи видеолекций, онлайнкурсов и подготовки учебных материалов для осуществления дистанционной формы образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Научно-педагогическими работниками разрабатываются электронные образовательные ресурсы по учебным дисциплинам для обучающихся разных нозологических групп, которые размещаются в системе дистанционного обучения MOODLE3+.

Обучающимся с инвалидностью и ОВЗ обеспечивается доступ к информационным сетям и электронно-библиотечным системам, имеющим версию сайта для слабовидящих (IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/), znanium.com (http://znanium.com/), университетская библиотека онлайн (https://biblioclub.ru/), ЭБС Юрайт (https://biblio-online.ru/), технологии и программы для невизуального доступа к информации (IPRbooks).

Наличие специальных технических средств обучения и коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

В РУМЦ создан и функционирует Центр коллективного пользования специальными техническими средствами, оснащенный специализированным оборудованием для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Созданы рабочие места для студентов разных нозологических групп.

 

Трудоустройство обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

 

Нормативные документы

 

Локальные нормативные акты

 

Полезные ссылки

 

Более подробную информацию можно получить перейдя по ссылке